Волжский автозавод уже давно рассматривал возможность замены своего нерасторопного пятиступенчатого робота на автоматическую трансмиссию классической конструкции, либо на более современную бесступенчатую коробку, именуемую вариатором. Самая последняя модель отечественного автогиганта Lada Xray Cross изначально так и вовсе вышла с одной лишь механикой, но уже в середине 2019 года в списке комплектаций новинки появилось исполнение с автоматом.
При этом именно двухпедальная версия кроссового "Иксрея" стала первым продуктом АвтоВАЗа, куда начали серийно устанавливать вариатор - речь идет о японском агрегате Jatco JF015E, разработанным для установки на компактные малолитражные автомобили с двигателями объемом до 1,8 литра и рассчитанным на передачу крутящего момента до 180 Нм. Российским автомобилистам JF015E уже знаком по кроссоверам Nissan Juke и Renault Kaptur, он же ставится и на особые исполнения производимых в Тольятти Renault Logan Stepway и Renault Sandero Stepway.
Данная коробка является своего рода гибридом стандартного вариатора и гидромеханического автомата с двухступенчатым планетарным редуктором. Такое сложное устройство потребовалось ради компактности всей конструкции, поскольку расширить диапазон изменения передаточных чисел непосредственно за счет самого вариатора невозможно без увеличения его размера. Обе ступени планетарного редуктора переключаются автоматически при движении вперед, шкивы клиноременной передачи вращаются в одну сторону и не участвуют при включении заднего хода.
Естественно, помимо бесступенчатого автомата под капот новой модели Lada Xray Cross 2019 года перекочевал и 1,6-литровый 113-сильный ниссановский двигатель серии HR, поскольку у вазовцев пока не было времени и ресурсных возможностей быстро адаптировать один из своих моторов под такой пока еще диковинный для отечественного автопрома тип трансмиссии, если такое вообще осуществимо хотя бы в теории.
Новая связка двигателя и вариаторной коробки на вазовском кросс-хэтче у тольяттинских инженеров не вызвала каких-либо нареканий в работе во время предсерийных испытаний. Техника обладает достаточными тяговыми возможностями, чтобы без проблем справляться с повышенными нагрузками вроде преодоления затяжных подъемов, передвижения по вязкой и неровной поверхности или буксировки. Как и все современные автоматы "иксреевский" вариатор оснащен режимом имитации ручного переключения передач с фиксированным положением шкивов.
Новая техническая начинка не повлияла ни на массу, ни на геометрию кузова автомобиля, клиренс вариаторного Икс-рей Кросс 2019 остался на прежней отметке в 215 мм. При этом, данная модификация лишилась системы выбора режимов движения Lada Ride Select с круглой шайбой-селектором.
Паспортный разгон до "сотни" у Lada Xray Cross с автоматом / вариатором обозначен на отметке в 12,8 секунды, максимальная скорость составляет 162 км/ч. Что касается пресловутой надежности, то ресурс вариатора производитель указывает не менее 250 000 км при надлежащем и своевременном техобслуживании, в частности рекомендованный интервал до плановой замены трансмиссионного масла составляет 70 000 км пробега.
Ниже на видео рассказывается об основных недостатках, о возможных проблемах и неисправностях вариатора Jatco JF015E и способах их исправления.