Новейший продукт АвтоВАЗа Lada Xray Cross 2019 модельного года оказался не просто внешне улучшенной модификацией стандартного "Икс-рея" с "пришлепанными" пластиковыми накладками, машина действительно научилась ездить по бездорожью, о чем по крайней мере свидетельствует селектор выбора настроек движения автомобиля по разному типу дорожного покрытия, среди которых имеются два внедорожных режима.
Основной режим ESC, объединяющий в себе систему стабилизации и контроля тяги, активируется после запуска двигателя, однако, его можно отключить, выбрав OFF. При переводе шайбы в положение "снег/грязь" включается режим так называемого активного дифференциала, когда при пробуксовке одного из колес ведущей оси больше тяги передается на другое колесо. При этом АБС допускает небольшое проскальзывание колес для повышения эффективности торможения на скользком покрытии. В режиме "песок" чувствительность распределения тяги между ведущими колесами максимально увеличивается, не давая возможности одному из колес зарыться на сыпучей поверхности.
Ну и наконец при выборе режима SPORT повышается отзывчивость педали газа из-за того, что противобуксовочная система меньше душит двигатель, позволяя энергичнее стартовать. Система стабилизации также менее чувствительно реагирует на снос, давая водителю больше свободы при выборе траектории в поворотах.
Несмотря на внешнее сходство со стандартным "Икс-реем", новая модель Lada Xray Cross 2019 по сути обрела новый кузов, проектирование и доведение которого до серийной версии у производителя заняло определенное время. Можно сказать, что новый вазовский продукт потребовал определенной модернизации в технологическом процессе производства модели. Это в общем-то и объясняет такую долгую задержку выхода горячо ожидаемой новинки, которая должна стать первым полноценным кроссовером в модельной линейке АвтоВАЗа. В частности, кроссовый "Икс-рей" получил интегрированные в крышу рейлинги, для внедрения которых необходимо изменение штампов и штамповой оснастки. Получился этакий кросс-рестайлинг, ставший самостоятельной моделью.
В результате всех доработок автомобиль даже прибавил в габаритах, чему в том числе способствует и увеличенный до 215 мм клиренс. Прибавка дорожного просвета сразу на 20 мм обусловлена измененным положением подрамника, оригинальными рычагами и стойками, а также новыми шинами размерности 215/50 R17. Ко всему прочему, Lada Xray Cross получился еще и самым широким автомобилем в модельной линейке АвтоВАЗа - 1810 мм, что даже шире "Весты Кросс" с ее 1785 мм.
Со старта продаж кросс-версия "Иксрея" была доступна в одной единственной технической модификации с 1,8-литровым мотором (ВАЗ-21179, 122 л.с.) и механикой, но затем стало известно, что производитель рассматривает также применение под капотом новинки и более дешевого силового агрегата - 1,6-литрового ВАЗ-21129 мощностью 106 л.с.
Увы, обещанного ранее полного привода не будет, в Тольятти так и не определились, каким образом трансмиссия 4х4 может быть реализована на данной машине, и должна ли это быть система собственной разработки, или же проще воспользоваться готовыми решениями своих иностранных партнеров из альянса Renault-Nissan. По слухам, на первых порах рассматривалась даже возможность установки на заднюю ось отдельного гидравлического привода и гибридизированного привода на электротяге.
Собственно, внедрение в семейство нового вседорожного хэтча Lada Xray Cross 2019 модельного года полноприводной версии 4х4 не состоялось, да и в ближайшей перспективе такое решение выглядит пока крайне туманным. Дополнительное время займет тестирование и доведение ходовых качеств совершенно новых для производителя технологий. До сих пор АвтоВАЗ располагал только системой постоянного полного привода с симметричным блокируемым межосевым дифференциалом, используемой уже практически на протяжении сорока лет на внедорожниках семейства "Нивы", но в наши дни такая конструкция для компактного городского кроссовера выглядит крайне архаичной.
На видео ниже представлен тест-драйв Лады Икс-рей 2019 в новом кузове "Кросс" по относительному бездорожью при езде по сыпучему грунту и заснеженной поверхности. Условия для машины конечно же не самые экстремальные, но тем не менее позволят проверить на практике, насколько достаточно высокий клиренс и современная вспомогательная электроника смогут компенсировать отсутствие полного привода у новой модели АвтоВАЗа, облаченной во всевозможные стилистические атрибуты настоящего вседорожника.
Если говорить в целом о всем модельном семействе "Иксреев", то на ближайшее будущее для него ожидается очень даже существенное новшество: Lada Xray Cross в 2019 году начнет комплектоваться ниссановским двигателем HR16 (1,6 л, 113 л.с.), который будет работать в связке с японским вариатором Jatco JF015E. То же самое, кстати, касается и другой вазовской модели - Vesta. Первые пилотные экземпляры таких автомобилей уже собраны, в настоящее время они проходят необходимые валидационные испытания. Подобное сочетание HR16+CVT уже устанавливается на топовые модификации соплатформенных Logan и Sandero в кроссовом исполнении Stepway.
Позже вазовцы возможно попытаются подружить японский вариатор и с собственным двигателем объемом 1,8 литра. Пока же все двухпедальные версии "Весты" и "Иксрея" комплектуются роботом АМТ, разработанным по заказу АвтоВАЗа немецкой компанией ZF в партнерстве с Porsche Engineering на базе 5-ступенчатой "механики" ВАЗ-2180 с сухим однодисковым сцеплением. Пока лишь можно предполагать, как покажет себя новый Lada Xray 2019 с трансмиссией CVT в условиях реальной эксплуатации, в том числе и на легком бездорожье, но уже сейчас очевидны все преимущества вариатора перед вазовским роботом крайне примитивной конструкции.
Во-первых - более динамичный и плавный разгон без характерных рывков и провалов, ну и конечно же более тихая работа самого агрегата. Кстати, CVT еще и значительно экономичнее классических гидротрансформаторных автоматических коробок. Единственный недостаток вариатора на фоне других "автоматов" - это его более высокая стоимость и более дорогое обслуживание, связанное прежде всего с нехваткой квалифицированных специалистов по работе с такими пока еще экзотическими для нашей страны устройствами.
Что касается другой ранее анонсированной новой модели вазовского кросс-хэтча - Lada Xray Sport, то согласно последним новостям, работы над данным нишевым продуктом в Тольятти приостановлены. Впервые концепт спортивного "Иксрея" был представлен еще в 2016 году одновременно с седаном Vesta Sport, с которым частично должен быть унифицирован, то есть располагать таким же 145-сильным двигателем, и получить похожую внешнюю стилистику.
Предполагалось, что серийная версия заряженной Lada Xray может увидеть свет в 2019 году, однако, этим ожиданиям пока точно не суждено сбыться - видимо такой спортивный рестайлинг руководство АвтоВАЗа посчитало нерациональным. Сама же Lada Vesta Sport тем временем была доведена до серийного производства и официально вышла в продажу в начале 2019-го.