Двухдверный спорт-седан Lotus Cortina выпускался компанией Ford совместно с производителем спортивных автомобилей Lotus Cars с 1963 по 1970 год. Всего было выпущено два поколения спорткара, оригинальная версия Lotus Cortina Mk1 (1963-1966) была построена на базе компактного седана Ford Cortina Mark 1, второе поколение базировалась на Ford Cortina Mark 2 и на рынок вышло под названием Cortina Lotus.
История "Кортины" началась в 1961 году, когда глава Lotus Cars Колин Чепмен (Colin Chapman) загорелся идеей создания собственных двигателей для автомобилей Lotus, поскольку ранее использовавшиеся агрегаты Coventry Climax были слишком дороги. В 1962 году Чепмен дает заказ своему другу и конструктору Coventry Climax Гарри Манди (Harry Mundy) разработать особую версию рядного 1,5-литрового (1499 куб.см.) двигателя Ford Kent с двумя верхними распредвалами. Настройкой данного агрегата занимался Кейт Дакворт (Keith Duckworth) из компании Cosworth. В том же 1962 году мотор появился на гоночном автомобиле Lotus 23, а позже и на серийном Lotus Elan с немного увеличенным (до 1558 куб.см.) объемом.
Данным двигателем заинтересовался концерн Ford и попросил Чепмена приспособить его на свои седаны с целью омологации, необходимой для участия в гонках. Данный продукт совместного творчества получил имя Lotus Cortina. Ford взял на себя изготовление двухдверного кузова "Кортины" и занимался маркетинговой составляющей проекта, в то время как Lotus занимался всеми внешними и техническими модификациями. Главной же "доводкой" стала установка двигателя объемом 1,558 куб.см. мощностью 105 л.с. в сочетании со спортивно настроенной коробкой передач от Elan. Передняя подвеска осталась стоковой, задняя была полностью переработана. Все дорожные версии Lotus Cortina окрашивались в белый цвет с зелеными полосами по бокам кузова, гоночные версии имели и другие варианты раскраски.
В период с 1963 по 1967 год Lotus Cortina довольно успешно выступал в различных состязаниях по кольцевым автогонкам и ралли. Достаточно сказать, что за руль машины садились и побеждали такие великие мастера автоспорта, как Джим Кларк, Джеки Стюарт, Жаки Икс. В гоночных модификациях для некоторых серий мощность двигателя за счет установки системы впрыска топлива и других усовершенствований доходила до 180 л.с., наивысшая максимальная скорость была зарегистрирована на отметке в 237 км/ч на трассе Mount Panorama Bathurst в Австралии.
Второе поколение под названием Cortina Lotus Mk2 появилось в 1967 году, автомобиль также назывался Ford Cortina Twin Cam; своеобразный ребрендинг был произведен по инициативе "Форда", поскольку гоночные успехи первого поколения общественность приписывала именно марке Lotus, а не основному "донору" модели. Mk2 получил новый кузов в соответствии с аналогичным поколением Ford Cortina, однако, технически автомобиль по сути остался прежним. Мощность рядной четверки была увеличена до 109 л.с.