Под названием Lotus Elan британской компанией Lotus Cars производилась серия компактных спорткаров в периоды 1962-1975 и 1989-1995 годов, в наши дни различаемых по обозначению как Elan 60-ых и Elan 90-ых. Оригинальный классический Elan был представлен в 1962 году в кузове родстер; в 1963 стала предлагаться версия со съемным жестким верхом, а в 1965 появилось купе.
Двухместный Lotus Elan пришел на смену изящному, но слишком ненадежному и дорогому в производстве купе Lotus Elite. Новинка стала первым дорожным "Лотусом", в конструкции которого использовалось популярное ныне решение для спорткаров в виде стального шасси с несущей рамой с установленным кузовом из стекловолокна, в результате чего общая масса автомобиля получилась крайне низкой - всего 680 кг.
В техническом плане Elan также вышел весьма прогрессивным: независимая подвеска и дисковые тормоза на всех 4 колесах и 4-цилиндровый двигатель объемом 1558 куб.см. с двумя верхними распредвалами, доведенный специалистами компании Cosworth. Позже этот мотор использовался и на других дорожных и гоночных автомобилях Lotus.
В 1967 году появилась четырехместная версия купе Elan +2 с удлиненной колесной базой. Более вместительная модификация сохранила настоящий спортивный дух "Лотуса", сочетая в себе комфортабельный салон с посадочной формулой 2+2 с производительностью базового купе. В различных вариациях двигатель выдавал мощность 108-126 л.с., максимальная скорость была зарегистрирована на отметке 190 км/ч, а ускорение до сотни занимало 7,9 сек.
Производство оригинального Lotus Elan было прекращено в 1973 году, модификации Elan +2 в 1975. Всего было построено 17 000 экземпляров всех видов спорткара, до наших дней сохранилось менее 1 200 "Иланов" пригодных для эксплуатации по дорогам общего пользования, что делает автомобиль достаточно желанным приобретением среди автоколлекционеров и поклонников классики. Благодаря стильному дизайну и передовым для своего времени техническим решениям, Elan стал первой коммерчески успешной моделью Lotus и принес своей марке немало побед на гоночных трассах.
Второе появление модели Elan на автомобильном рынке приходится на 1989 год, когда концерн General Motors после приобретения Lotus в 1986 году решает возродить дух легкого и компактного спорткара, выполненного в стиле того самого родстера/купе, принесшего марке успех в 60-ых. Новый автомобиль под названием Lotus M100 Elan представлял собой компактный родстер с изящными линиями стеклопластикового кузова на стальном шасси с хребтовой рамой. В качестве двигателя был выбран 4-цилиндровый 16-клапанный силовой агрегат объемом 1588 куб.см. от Isuzu Gemini мощностью 130 и 162 л.с. в атмосферном и турбированном варианте соответственно. В модификации Turbo SE разгон до 100 км/ч при весе автомобиля чуть более тонны осуществлялся за 6,5 сек, наивысшая скорость составляла 220 км/ч. Главной же особенностью новинки стало использование переднего привода, что крайне нетипично для подобного рода автомобилей.
Как это часто бывает, возрожденная версия модели не смогла повторить коммерческий успех своего предшественника, в частности, низкие объемы продаж были вызваны неспособностью современного Elan конкурировать с более дешевой Mazda MX-5. Кстати, по некоторым данным создатели японского родстера черпали вдохновление не откуда-нибудь, а именно с предсерийных образцов возрождаемого "Элана"!
После снятия модели с производства в 1995 году, имя Elan еще использовалось в автоиндустрии в 1996-1999 гг, но сочеталось с другой маркой. Корейская компания Kia Motors в середине 90-ых выкупила действующую лицензию на Elan для производства собственной версии компактного спорткара. Внешне Kia Elan был похож на оригинальную модель M100 от "Лотуса", разница была заметна лишь в задней части с иным дизайном фонарей. Кроме того, на корейском "Элане" использовался 1,8-литровый 151-сильный двигатель собственного производства вместо 1,6-литрового Isuzu. Kia Elan выпускался с 1996 по 1999 год и продавался только на южнокорейском рынке.