Отечественная автомобильная промышленность за всю свою историю в технологическом плане постоянно отставала от развитого западного и азиатского мира, так что о подобного рода малосерийных маркетинго-имиджевых продуктах и вовсе не могло идти никакой речи.
Спорткарами принято называть модели, созданные с применением особых технологий, позволяющих любому водителю в реальных условиях получить удовольствие от незаурядных способностей своего "железного коня" - в первую очередь от выдающихся динамических характеристик и острой реакции на управление, разумеется при наличии соответствующих финансовых возможностей, либо желания потратить имеющиеся средства на приобретение не самого практичного для повседневной эксплуатации авто.
Но на рубеже нулевых и второго десятилетия нынешнего века российские автомобильные предприятия переживают определенный производственный подъем, обусловленный как государственной поддержкой, так завязывающимися отношениями или более тесным сотрудничеством с иностранным автопроизводителями, и в качестве демонстрации растущих возможностей выпускают на рынок свои собственные нишевые модели. Впрочем, иногда автомобили со спортивным духом рождаются еще и под воплощением амбиций независимых энтузиастов, до этого даже не имевших к автопромышленности никакого отношения.
Marussia

На стадии становления проекта отношение российских журналистов к "Маруссии" было достаточно благосклонным - ведь, оказывается, наши люди тоже могут создавать автомобили не хуже, чем у Ferrari или Lamborghini. В действительности на российском рынке такие авто сомнительного происхождения и собранные "на коленке" оказались попросту невостребованы, несмотря на ранние уверения Фоменко о том, что "первые 700 машин уже проданы".
Не удалось новоявленному российскому производителю спорткаров выйти и на мировой рынок - зарубежные журналисты и автоэксперты в момент знакомства с тестовыми экземплярами обнаружили, что под красивой оболочкой скрывается довольно посредственная техническая начинка, а некоторые узлы так и вовсе позаимствованы у самых бюджетных моделей. Видимо слишком притязательным к качеству европейцам "чистого российского энтузиазма" оказалось недостаточно.
Lada Granta Sport

Спортивные повадки автомобиль приобрел и за счет перенастроенного шасси с более жесткой подвеской и более острого рулевого управления, клиренс занижен до 140 мм, спереди и сзади устанавливались тормозные диски увеличенного диаметра, а в качестве "обувки" использовались 16-дюймовые легкосплавные диски Slik на низкопрофильных шинах Yokohama.
Внешнее оформление Lada Granta Sport отличалось оригинальными бамперами и небольшим спойлером на крышке багажника; в салоне имелись ковшеобразные сидения с развитой боковой поддержкой, отделанные кожей руль и рукоятка КПП и алюминевые накладки на педалях.
До "сотни" такой седан по официальным данным мог ускориться за 9,5 секунды, максимальная скорость заявлена на отметке в 197 км/ч, что сделало его на тот момент самым быстрым вазовским автомобилем, предназначенным для дорог общего пользования.
Выпуск "Гранты Спорт" осуществлялся до 2018 года, после проведения рестайлинга основной модели производство заряженного седана в новом кузове не возобновилось, однако осталась стилистическая версия Drive Active со спортивным обвесом и соответствующими изменениями в интерьере, а также доработанной подвеской.
Lada Kalina Sport

В 2014 году на базе рестайлинговой "Калины" появился уже более полноценный хот-хэтч со 118-сильным мотором и остальным техническим пакетом, аналогичным седану Lada Granta Sport. Lada Kalina Sport выпускалась до 2018 года, пока сама "ягодная модель" не исчезла из производственной гаммы АвтоВАЗа.
Lada Kalina NFR

Не менее существенным оказался мастаб изменений и в ходовой части: передняя подвеска стала крепиться к мощному стальному подрамнику, многие элементы были позаимствованы у французского хэтчбека Renault Megane, включая усиленные ШРУСы, ступицы, тормозные диски. Позже на модель стал штатно устанавливаться механический самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.
Tagaz Aquila

Этот автомобиль, задумывавшийся как отечественный народный спорткар, "одет" в полностью стеклопластиковый кузов со стальной пространственной рамой внутри, и всю эту конструкцию в движение приводил 1,6-литровый 106-сильный двигатель Mitsubishi китайского производства.
Всего до окончания функционирования ТагАЗа в 2014 году удалось собрать около двухсот "Аквилл", однако для своих создателей данный автомобиль оказался настолько дорог сердцу, что его производство спустя пару лет было возобновлено, правда, уже не у себя на родине. В 2016 году французская компания MPM Motors, основанная сыновьями бывшего владельца ТагАЗа Михаила Парамонова (собственно MPM расшифровывается как Mikhail Paramonov Manufacturing) объявила о подготовке к производству модели с внешностью спортивного лифтбека, реализованного по образцу несостоявшегося в России Tagaz Aquila.
На европейский рынок автомобиль вышел под именем MPM Erelis - именно он представлен на изображении выше под ранним проектным обозначением PS160. Единственным отличием от российской "Аквиллы" стала иная агрегатная база: 4-цилиндровый атмосферник Mitsubishi 4G18S был заменен на 3-"горшковый" турбированный PSA EB2ADTS объемом 1,2 литра, выдающий уже более солидные 130 лошадей. Соответственно оригинальная механическая "пятиступка" уступила место шестиступенчатой МКПП.
ShortCut 527

В качестве силовой конструкции в основе "Шортката" используется пространственная трубчатая рама, а сердцем служит 16-клапанный "приоровский" мотор ВАЗ‑21126, которому путем установки иных распредвалов с увеличенным до 10 мм подъемом клапанов, модифицированных впуска и выпуска, облегченного маховика и собственной программной прошивки удалось поднять мощность практически в два раза - с 98 до 184 л.с. (при использовании высокооктанового бензина АИ-100 - до 198 л.с.).
Для полутонного автомобиля такие показатели очень даже внушительные: время разгона до сотни указывается менее 4,5 сек., максимальная скрорость - 220 км/ч. Данный спорткар сертифицирован как трековый, то есть может использоваться лишь на гоночных трассах для участия в монокубке или во время трек-дней.
У создателей "Шортката" существовала идея выпустить и гражданскую версию спорткара, предназначенную для дорог общего пользования, однако пока эти планы не удалось реализовать из-за сложностей внедрения в конструкцию автомобиля обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Lada Vesta Sport

Получается, что за вполне демократичную стоимость чуть выше одного миллиона рублей можно получить уникальный по своему характеру отечественный "драйвовый" автомобиль, готовый подарить куда больше эмоций от вождения, чем какая-либо равная ему по цене бюджетная иномарка.