При управлении автомобилем обгон считается одним из самых опасных маневров, особенно при необходимости выезда на встречную полосу, поскольку неграмотное исполнение такого маневра сопряжено с риском для жизни и здоровья - не только своего, но и других участников движения. Поэтому главное действующее правило при обгоне: не уверен - не обгоняй!
Перво-наперво следует оценить движение как встречного потока, так и плотность трафика в своей полосе. То есть, при выполнении такого маневра нужно не только оценить безопасное расстояние до встречного транспортного средства, но и убедиться в том, что например, в это время вас никто не обгоняет или не собирается обгонять, и что перед обгоняемым транспортным средством имеется достаточно места для безопасного завершения маневра.
Даже если разметка на трассе (прерывистая линия) позволяет совершить обгон, не следует начинать маневр при недостаточной видимости встречного потока, если, например, обзорности мешает впередиидущая фура или автобус. Для оценки ситуации на встречной полосе можно лишь слегка высунуться, естественно опять-таки убедившись, что позади вас никто такой маневр не собирается исполнять.
Перед планируемым обгоном не нужно близко прижиматься к фуре, поскольку ее водитель в любой момент может резко затормозить или замедлиться перед препятствием, которое вы скорее всего не увидите, и у вас просто не будет времени среагировать. Также нужно помнить, что за фурой или транспортным средством подобных габаритов образуется так называемый "воздушный мешок", то есть зона с более низким сопротивлением воздуха, попадая в которую, согласно законам физики, ваш автомобиль начинает двигаться быстрее, и у вас также останется меньше шансов безопасно оттормозиться в случае непредвиденного замедления фуры. Безопаснее всего в этом плане держаться на расстоянии в паре десятков метров от впередиидущего транспорта больших размеров.
Следует воздерживаться от так называемых бесполезных обгонов, когда, например, через пару километров вам предстоит свернуть с трассы, или когда впередиидущее транспортное средство движется практически с равной с вами скоростью, так что, даже совершив обгон, существенно быстрее к своему пункту назначения вы все равно не доедете.
Если же вы не решаетесь совершать обгон (пусть даже временно), всегда следует оставлять перед собой безопасную нишу на тот случай, если перед вами вдруг решит втиснуться обгоняющий вас лихач, недооценивший ситуацию на встречке. Если места для него окажется недостаточно, он может инстинктивно въехать в бочину вашего авто, пытаясь уйти от более опасного лобового столкновения со встречным транспортом. Так что порой стоит даже немного сбросить скорость и немного увеличить дистанцию, чтобы таким образом дать возможность обгоняющему вас авто безопасно завершить свой маневр.
Также следует воздержаться от обгона "паровозиком", то есть совершать обгон за кем-то, поскольку впередиидущий автомобиль свой маневр завершить успеет, а вы можете не успеть вернуться в свою полосу. Правилами обгон "паровозиком" не запрещен, однако инспекторы ДПС все равно часто за это штрафуют и даже могут лишить прав.
Крайне небезопасными являются двойные обгоны, когда водитель пытается обогнать впередиидущий автомобиль, который в это время тоже совершает обгон. Помимо крайней безрассудности, двойной обгон считается прямым нарушением правил дорожного движения.
Оценивать возможность обгона следует не только исходя из ситуации на трассе, также следует оценить и дорожные условия, например, сухой ли асфальт, мокрый или вообще гололед. Нужно понимать, что при обгоне приходится более интенсивно работать рулем, чем при спокойной езде и вместе с этим сильнее давить на газ, что на скользкой дороге чревато потерей управления. Воздержаться от обгонов следует в туман и при прочих погодных условиях с плохой видимостью.
Конечно же, для совершения безопасного обгона ваш автомобиль должен быть еще и полностью исправен, и при этом его технические показатели должны соответствовать амбициям водителя. То есть, на автомобилях с относительно слабым двигателем, неспособных быстро ускоряться, или с автоматической коробкой с нерасторопным переключением передач (прежде всего это касается роботизированных КПП с однодисковым сцеплением) следует куда тщательнее оценивать риски от планируемого маневра.
Ну и конечно же выполнять обгон всегда следует исключительно по правилам, ориентируясь на дорожные знаки и разметку, то есть, не поддаваться соблазну нарушить правила, даже если ситуация на дороге максимально благоприятная.