Практически на всех современных автоматах имеется режим ручного переключения передач, имитирующий работу механической коробки. Данный режим обычно обозначается символами + и - в особом положении рычага или иного селектора АКПП, иногда эта позиция дополнительно обозначена буквой M (Manual).
Нетрудно догадаться, что движение рычага в + или - последовательно влючает повышенную или пониженную передачу соответственно. На некоторых автомобилях переключение также может осуществляться посредством подрулевых лепестков.
Ручной режим на автомате используется для того, чтобы не позволить коробке переходить на повышенную передачу при увеличении оборотов двигателя, например, на крутом подъеме, при трогании и движении по скользской поверхности или вязкому бездорожью, или когда автомобиль забуксовал. Также в ручном режиме можно задействовать так называемое торможение двигателем путем самостоятельного сбрасывания передач на пониженные, когда автомобилю требуется повышенная стабильность, например, во время преодоления затяжного спуска.
В спорткарах или особых спортивных модификациях дорожных автомобилей с мощным двигателем такой режим включают еще и для усиления драйверских ощущений от вождения и для более эффективной динамики, как разгона, так и торможения.
Пользоваться ручным режимом на автомате проще некуда: переводим селектор трансмиссии в соответствующее положение (+ / -, либо М), сразу включается первая передача, начинаем движение и самостоятельно переключаем коробку на повышенную передачу движением рычага вперед (+), на пониженную при необходимости переключаемся соответственно движением рычага на (-). Трогаться таким образом можно и со второй передачи.
Следует заметить, что даже в ручном режиме умная электроника не позволит раскрутить двигатель на низкой передаче до критической отсечки и сама повысит передачу при достижении красной зоны тахометра. Также при замедлении и при сильном снижении оборотов коробка сама начнет сбрасывать передачи, если этого не делать самостоятельно.
Переходить в ручной режим с автоматического и обратно можно как на месте, так и в движении.
С практическими примерами использования ручного режима коробки автомат можно ознакомиться на видео ниже - в специальном ролике профессионального автоинструктора Сергея Моряхина.