Педаль тормоза - это, пожалуй, один из важнейших элементов управления автомобилем, содействующий в первую очередь безопасности вождения. Казалось бы, чего сложного в механизме торможения: просто жмешь педаль, и машина останавливается, однако большинство водителей тормозят неправильно, совершая те или иные ошибки, приводящие в том числе и к аварийным ситуациям.
Сразу отметим, что основные ошибки при торможении совершаются при управлении автомобилем с механической коробкой передач, то есть при наличии педали сцепления; с автоматом же процесс торможения особых сложностей не вызывает - просто переставляем ногу с педали газа на тормоз и жмем до полного или необходимого замедления.
Первое, что следует уяснить новичку - при движении по трассе или городской улице левая нога не должна лежать на педали сцепления или находиться над ней - нога должна располагаться на специальной площадке левее педали сцепления. Не нужно моментально выжимать сцепление даже при экстренном торможении, поскольку двигатель сразу же теряет связь с колесами, и автомобиль лишается дополнительного торможения двигателем и при этом теряет устойчивость.
Выжимать сцепление нужно только непосредственно перед полной остановкой автомобиля, чтобы не заглушить двигатель, либо выжимаем сцепление на сниженной скорости для выбора необходимой передачи.
Выжимать сцепление перед торможением имеет смысл лишь при движении на низкой скорости, например, во дворе жилого дома или в пробке, дабы не заглушить двигатель, работающий на малых оборотах.
Тормозить нужно с постоянным усилием на педаль, а не делать прирывисто, то есть рывками нажимая и отпуская педаль тормоза, поскольку так можно сбить с толку датчики работы антиблокировочной системы (АБС), и она не сможет оптимально распределить тормозные усилия на каждое из колес, что легко может привести к срыву и неуправляемому заносу, особенно на скользкой дороге.
Довольно распространенная ошибка у новичка (также это может быть дурной привычной и у относительно опытного водителя) - дотормаживание в самом конце тормозного пути, то есть когда видя препятствие в виде замедлившегося впереди транспортного средства, водитель начинает лишь слегка притормаживать и уже непосредственно перед препятствием резко замедляется. Такое поведение чревато тем, что едущий позади вас водитель может не успеть среагировать на ваше резкое замедление с гарантированным ДТП.
Еще одна ошибка - тормозить в повороте, при любом торможении руль следует держать исключительно прямо, иначе водитель опять-таки рискует потерять машину, так как разгруженная при торможении задняя часть авто по инерции будет пытаться обогнать переднюю. Торможение в повороте иногда используется в автоспорте, но там условия вождения и навыки совершенно иные (в частности, автогонщики могут тормозить и левой ногой, при этом одновременно удерживая правую ногу на педали газа ради экономии времени без необходимости переставления ноги и лучшего чувства контроля особо настроенного гоночного авто, не подходящего для езды по дорогам общего пользования).