1 марта 2022 года в силу вступило одно из важных для российских автомобилистов изменений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), отменяющее обязательное прохождение технического осмотра для владельцев легковых автомобилей, используемых в личных целях, мотоциклов, прицепов и полуприцепов, а также грузовых автомобилей массой до 3,5 тонн.
Техосмотр останется обязательным для юридических лиц без исключения и для всех владельцев грузовиков, автобусов и легковых автомобилей, использующихся в служебных и коммерческих целях (например, для работы в такси).
Технический осмотр также необходимо пройти частным автовладельцам в рамках проведения регистрационных действий в ГИБДД, связанных со сменой собственника транспортного средства старше четырех лет, либо с внесением изменений в конструкцию или заменой основных агрегатов.
Согласно новому регламенту, штраф за езду техосмотра для тех владельцев транспортных средств, для которых он останется обязательным, составит 2000 рублей.
Наличие диагностической карты в бумажном виде не является обязательным, вся необходимая информация о транспортном средстве содержится в системе ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система техосмотра), к которой у инспекторов ГИБДД есть доступ. Также информация о техосмотре может фиксироваться дорожными камерами в автоматическом режиме.
В апреле 2022 года для автовладельцев-частников был отменен и так называемый регресс за отсутствие техосмотра, то есть право страховой компании взыскать с виновника ДТП, случившегося из-за технической неисправности авто, подлежащего техническому осмотру, компенсацию за возмещение ущерба по ОСАГО (на практике такое случалось крайне редко).
Если же ДТП происходит из-за технической неисправности, а у его виновника при этом имеется действующая диагностическая карта, то страховщик по-прежнему вправе требовать компенсацию у оператора технического осмотра.
Кроме того, в памятке ГИБДД по поводу данной реформы имеется пункт, согласно которому автоинспектор может самостоятельно проверить техническое состояние транспортного средства, на которое выдана диагностическая карта, и в случае визуального обнаружения признаков технических неисправностей (например, подтекание тормозной жидкости, не работающие внешние световые приборы) отправить такой автомобиль на внеочередной или повторный техосмотр.