Технической функцией ручника (стояночного тормоза) является блокировка тормозных колодок задних колес для удержания автомобиля от возможного скатывания под воздействием собственного веса во время парковки или длительной остановки на покатой поверхности.
Если говорить о механике, то ручник при парковке на горке следует задействовать всегда, даже если вы оставляете автомобиль на скорости, поскольку без стояночного тормоза машину удерживает только неработающий двигатель, жестко соединенный с колесами через коробку и плотно прижатое сцепление - не самое надежное средство для блокировки колес, ведь даже на скорости авто можно сдвинуть с места, приложив некоторое усилие.
С механикой понятно, а вот зачем же нужен ручник с автоматической коробкой, если у любого автомата имеется специальный парковочный режим P (Parking), который по сути имитирует действие ручника? В двух словах это можно объяснить так: в "паркинге" автомобиль с АКПП удерживается не за счет двигателя, а за счет специального механического блокиратора коробки, заходящего в зубья одной из шестеренок и тем самым препятствующего ее вращению.
Так вот оказывается, что и на автомате дополнительно к "паркингу" ставить авто на ручник крайне желательно, прежде всего в местах парковки под наклоном, только уже не для дополнительной подстраховки, как на механике, а для того чтобы снизить нагрузку на тот самый механизм блокировки шестерни и на ее зубья, предохраняя эти компоненты от преждевременного износа.
Также если, например, во время стоянки или парковки даже на ровной поверхности на одном лишь "паркинге" в вашу машину случайно въедет другая, то весь удар от толчка примет на себя именно механизм коробки, и велика вероятность, что в таком случае придется не только менять поломанный бампер, но и раскошелиться на ремонт трансмиссии.
Так что игнорировать использование ручника на автомате вовсе не стоит, дабы предохранить коробку от преждевременного износа и последующего дорогостоящего ремонта. Лучше иметь привычку ставить автомобиль на ручник независимо от места парковки, ведь даже небольшой и порой незаметный уклон увеличивает нагрузку на коробку.
Напоследок рассмотрим правильный порядок действий при парковке авто с автоматом с использованием ручника. После полной остановки автомобиля, не отпуская педали тормоза, тянем ручник на себя до упора (в некоторых авто стояночный тормоз активируется кнопкой), отпускаем педаль тормоза (при этом автомобиль может немного сдвинуться до полной фиксации колес ручником) и уже затем переводим рычаг АКПП в положение P.
Перед началом движения, предварительно запустив двигатель, удерживая педаль тормоза, снимаем авто с ручника, переводим селектор АКПП в положение D или R, отпускаем тормоз, и автомобиль начинает движение. Если наклон достаточно крутой, и мощности двигателя недостаточно, при трогании с места на автомате лучше сразу нажать на педаль газа.
Все рассмотренные в данной статье моменты касаются не только классического автомата с гидротрансформатором, но и в одинаковой степени роботизированных трансмиссий (роботов) и бесступенчатых коробок с изменяемой клиноременной передачей (вариаторов).