Что делать, если на ходу отказали тормоза

Крайне неприятная ситуация для любого водителя, сродни самому страшному сну, когда во время движения при попытке остановиться или сбросить скорость машина не реагирует на нажатие педали тормоза. При этом, педаль тормоза либо проваливается до упора в пол, либо становится очень мягкой, и последствия такого технического отказа могут быть самыми тяжелыми.

В таких случаях у водителя даже нет времени на раздумье, особенно если автомобиль движется на приличной скорости, нужно любыми средствами остановить авто. Так что же делать, если на ходу отказали тормоза – какие еще действенные способы остаются в такой критической ситуации, помогающие избежать неминуемой, казалось бы, аварии?

При провалившейся педали тормоза нужно продолжать нажимать на нее частыми движениями в надежде, что сработает второй контур тормозной системы. В технические подробности вдаваться не будем, отметим лишь, что в тормозной системе всех автомобилей используется двухконтурный гидравлический привод, состоящий из двух независимых приводов (контуров), один из которых задействуется в качестве запасного, если в другой части тормозной системы произошло нарушение герметичности.

Довольно действенный способ замедлить движение колес без тормозов – это так называемое торможение двигателем или торможение коробкой – переключаем передачи на пониженные, причем на механике можно даже попытаться перескочить сразу через несколько передач. С коробкой автомат последовательно сбрасываем передачи, переведя ее в режим ручного переключения, если же ручной режим у автомата отсутствует, тормозить двигателем можно за счет ограничивающих режимов, обозначаемых цифрами, например, 2 или L2 – не выше второй передачи, 1 или L – пониженная (первая) передача.

Кроме того, во всех автомобилях имеется ручной стояночный тормоз, в народе именуемый ручником, который механически задействует только тормоза задних колес. При отказе тормозов просто тянем ручник вверх, и эффективность торможения будет зависеть от степени исправности (износа) механизма стояночного тормоза. Здесь есть один нюанс: если потянуть ручник резко до упора, задние колеса просто заблокируются, и при даже немного вывернутом руле в сторону автомобиль может уйти в неконтролируемый занос.

Естественно, куда эффективнее одновременно использовать торможение двигателем и ручником, а по возможности также использовать и контактное торможение, например о бордюр, сугроб, небольшой забор или кусты вдоль дороги. Если довольно сложно (особенно новичку) комбинировать все вышеописанные методы экстренного торможения, просто воспользуйтесь стояночным тормозом – именно ручник является самым эффективным средством остановки при отказе основных тормозов при условии его полной исправности.

Также нужно знать, что задняя передача в такой ситуации не поможет – вы ее попросту не сможете включить при движении вперед даже на очень малой скорости. Включать режим Parking на автомате также бесполезно, даже если удастся перевести рычаг в положение P, коробка на это никак не отреагирует – сработает "защита от дурака".

Конечно, нужно понимать, что времени на раздумье у водителя при отказе тормозов практически не останется, поэтому чтобы все описанные методы сработали на автоматизме рекомендуется сымитировать подобную внештатную ситуацию на исправном автомобиле в каком-нибудь безопасном месте.

Чтобы минимизировать риски подобных случаев, постоянно следите за состоянием тормозной системы и проверяйте уровень заполненности в бачке тормозной жидкости, а при посещении автосервиса по любому поводу попутно попросите провести диагностику тормозной системы. Также проверяйте исправность стояночного тормоза, желательно регулярно им пользоваться во время парковки, дабы его механизм не "закис" от длительного простоя.

Наглядные примеры из подобных ситуаций показывает автоинструктор Сергей Моряхин в опубликованном ниже видео.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes