Автомобильное моторное масло считается одним из наиболее важных расходников, регулярной сменой которого крайне не стоит пренебрегать, дабы обеспечить двигателю надлежащую работоспособность на долгое время. Удобнее всего в таком случае довериться специализированному сервисному центру, чтобы не заморачиваться с выбором нужного состава, однако многие автомобилисты предпочитают покупать и даже менять масло самостоятельно, благо это не такая уж и сложная процедура.
Тех же, кто покупает моторное масло впервые, может смутить непонятное на первый взгляд буквенно-числовое обозначение на канистре, вроде 5W-30, 10W-40 или 20W-50, обычно выделенное крупным шрифтом (иногда пишется слитно без тире, например 5W40). Данная маркировка является классификацией вязкости масла, принятой Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers), и считается международным стандартом, определяющим свойства вязкости и текучести при определенных температурах. Такие индексы применяются для маркировки масел как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, а также для минеральной, синтетической и полусинтетической основы.
Буква W означает winter (зима), а число перед ней указывает на предел температуры безопасного пуска двигателя в зимнее время, при которой масло нормально прокачивается через каналы. Чтобы определить нижний температурный предел эксплуатации, от первого числа нужно отнять 40, то есть для самого распространенного в нашей стране состава 5W-40 минимально допустимая температура окружающей среды составляет -35 °С. Соответственно, чем ниже первое значение, тем масло обладает большей текучестью и, следовательно, способностью к использованию при более низких температурах.
Второе число является условным обозначением вязкости масла, характеризующим сохранение его работоспособности в высокотемпературных зонах двигателя. То есть, чем выше значение вязкости, тем масло более густое и таким образом может обеспечить лучшее смазывание компонентов двигателя при его работе в жарких климатических условиях, а также при перегреве из-за длительного стояния в пробке или возможной неисправности системы охлаждения.
Отметим, что сдвоенное обозначение в нашем примере 5W-40 указывает на так называемую всесезонность состава, однако существуют и исключительно зимние масла, содержащие в маркировке только букву W с числовым индексом (например, 0W, 5W, 10W и т.д.), и только летние, обозначаемые лишь числом вязкости (20, 30, 40).
Наиболее универсальными составами, подходящими для использования в большинстве автомобилей, являются 5W-30 и 5W-40; для жителей холодных регионов нашей страны, в частности крайнего севера, предпочтительнее будут масла с маркировками 0W-20 или 0W-30. Также допускаемая вязкость масла для вашего автомобиля может быть указана в сервисной книжке, либо в руководстве по эксплуатации.
В двигатели автомобилей с относительно высоким пробегом (свыше 100-150 тыс.км.) специалисты рекомендуют лить масло с чуть более высокой вязкостью, разумеется в рекомендованных производителем рамках. Например, при рекомендованных значениях 5W-30, 5W-40 и 10-W40 после 100 тысяч пробега вполне можно перейти на 5W-40, а после 200 тысяч и на 10-W40, даже если двигатель нормально работает и на масле с меньшей вязкостью 5W-30, которое автовладелец заливал изначально.
Все дело в том, что более густое масло образует более толстую масляную пленку между трущимися деталями, снижая их естественный механический износ, а также позволяет поднять давление в системе смазки и тем самым компенсировать увеличенные в результате износа зазоры. Кроме того, переход на высоковязкое масло может решить такие проблемы, как повышенный шум двигателя при работе и увеличенный расход масла, поскольку более текучее масло активнее попадает в камеру сгорания через маслосъемные кольца.
Естественно, не стоит забывать, что использование масла с повышенным значением вязкости в качестве всесезонного добавит проблем при запуске двигателя в мороз, в таком случае на зиму рекомендуется вновь перейти на менее густой состав.