Можно ли ставить запаску другого размера и/или с иным протектором?

В практике автомобилистов нередки случаи, когда в качестве запаски имеется колесо с совершенно иным рисунком протектора, а порой даже и другого размера. В частности, при смене комплекта колес (изношенных на новые или летней резины на зимнюю) запаску оставляют прежнюю, да и зачастую сами производители в целях снижения конечной стоимости автомобиля и экономии пространства в багажном отделении комплектуют автомобили так называемой "докаткой" - малоразмерным запасным колесом (обычно на 1 см ниже в диаметре) с более узкой шиной.

Сразу отметим, что согласно пункту 5.5 Правил дорожного движения РФ штатная эксплуатация автомобиля запрещена, если "на одну ось установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора".

Разный рисунок протектора колес на одной оси, как собственно и разные по размеру колеса значительно ухудшают сцепные свойства резины и вводят в заблуждение современные умные системы активной безопасности, вроде ABS (антиблокировочная система тормозов) или ESP (система курсовой устойчивости).

Однако, в случае острой необходимости разрешается заменить неисправное или отсутствующее колесо на любое, имеющееся в наличии, даже с другим протектором и размером, но доехать с таким колесом водитель может только до места ремонта (личного гаража или шиномонтажки) с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Собственно данная возможность указывается в пункте 2.3.1 ПДД - "при возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта".

То есть, в случае остановки сотрудником ГИБДД машины с установленной некомплектной запаской, так и следует объяснить, что, мол, "проколол колесо и напрявляюсь в ближайшую мастерсткую". В таком случае использование одного нестандартного колеса не является нарушением правил и основанием забирать машину на штрафстоянку или выписывать штраф.

В соответствии с ПДД, под запрет на эксплуатацию транспортного средства попадают следующие неисправности: повреждение тормозной системы, неработающие стеклоочистители в снежную или дождливую погоду, отказ рулевого управления, неработающие фонари головной оптики в темное время суток, неполадки в сцепном устройстве. Поскольку в данном перечне нет упоминания о колесах, значит - автомобиль может передвигаться к месту ремонта своим ходом.

С практической же точки зрения ездить с одним колесом большего или меньшего размера чревато механическими повреждениями авто: например, разница в угловых скоростях колес разного диаметра заставляет дифференциал работать интенсивнее и даже может убить редуктор или раздатку у полноприводных автомобилей. Поэтому в инструкции к автомобилю часто можно встретить прямой запрет на установку докатки на ведущую ось.

Даже соразмерное запасное колесо с идентичной покрышкой, но с другим диском (например стальным, а не литым, как на остальных колесах) использовать на постоянной основе не рекомендуется, поскольку неравномерная весовая нагрузка на ось также вызывает повышенный износ ходовой части.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes