Поводом для обсуждения надежности вариатора от Kia, который в частности устанавливается в новую для России модель Seltos, послужил неоднозначный тест-драйв кроссовера, проведенный YouTube каналом Clickoncar. Незадолго до официального старта местных продаж российское представительство Kia Motors пригласило сотрудников автомобильных изданий и наиболее популярных автоблоггеров в Австрию для тестирования предсерийных экземпляров "Селтоса", где у ведущего Clickoncar Михаила Кульдяева пресловутый вариатор собственно и сломался.
Визуально поломка выразилась в течи масла из поврежденного агрегата, но пока не известно, что именно стало причиной выхода коробки из строя - требуется проведение технической экспертизы самим производителем.
Сломавшийся на Kia Seltos вариатор является достаточно новым агрегатом Smartstream IVT собственной разработки корейцев; с 2018 года данная коробка уже обкатана на нескольких легковых моделях корейской марки, и до настоящего времени никаких негативных отзывов по ней не наблюдалось. Как отмечают некоторые источники, для "Селтоса" клиноременная передача усилена цепью ради работы с большим крутящим моментом - то есть, чтобы выдерживать более высокие нагрузки.
По своей конструкции клиноременные коробки выглядят куда проще механических трансмиссий с их россыпью звездочек и шестеренок, ведь за изменение крутящего момента отвечают всего пара сдвоенных конусообразных шкивов с натянутым между ними металлическим ремнем или цепью. Сближаясь и раздвигаясь, шкивы меняют радиус контактируемой с ремнем окружности, тем самым плавно меняя передаточное число клиноременной передачи. При этом все современные вариаторы умеют работать в режиме имитации фиксированной передачи, то есть когда шкивы не меняют своего положения, чтобы например передача крутящего момента не менялась при пробуксовывании колес на малых скоростях. При фиксированных шкивах во время резкого ускорения их вращения ремень проскальзывать не будет, и таким образом пробуксовка не должна привести к перегреву вариатора и преждевременному износу шкивов.
Кроме того, за схватывание так называемой первой передачи отвечает гидроблок, как у обычного классического автомата, и механического удара по трансмиссии не будет даже при трогании с места, поэтому автомобили с вариатором так плавно начинают движение. Так что вопреки мнениям разного рода экспертов, "убить" бесступенчатую коробку даже в условиях лютого бездорожья - это еще нужно постараться, а от производственного брака никто не застрахован.