Нейтральная передача на коробке автомат технически выполняет ту же функцию, что и на обычной механике, то есть разъединяет двигатель и трансмиссию, чтобы крутящий момент не передавался колесам, и автомобиль не мог двигаться при работающем двигателе. Однако, функциональность нейтралки на автомате по сравнению с механикой сильно ограничена, в основном данный режим, обозначаемый буквой N (Neutral), используется при буксировке автомобиля или любой другой сервисной транспортировки. Также АКПП можно поставить на нейтраль при длительной стоянке или парковке с одновременным использованием стояночного тормоза (ручника), но в таких случаях все же куда удобнее задействовать специальный режим P (Parking).
Нейтралка на автомате во время движения
А можно ли ездить накатом на автомате аналогично механике, включая нейтраль на скорости, особенно при затяжном спуске с целью разгрузить двигатель и сэкономить топливо? Делать так категорически НЕЛЬЗЯ, чтобы не "убить" коробку раньше времени. Точнее, скинуть на нейтралку на ходу еще можно без какого-либо ущерба агрегату, а вот при возвращении рукоятки в режим движения D (Drive), механизм коробки подвергается серьезному удару при смыкании фрикционных дисков входного и выходного валов, вращающихся с разной скоростью. При случайном переключении автомата в положение N, прежде чем вернуть его в D, следует сбросить газ и снизить обороты двигателя, чтобы хоть немного синхронизировать скорости валов.К этому можно добавить, что в случае с классическим автоматом при отпускании педали газа на скорости так называемый эффект торможения двигателем проявляется не так ощутимо, как на обычной механике, поскольку масляный демпфер не позволяет излишне нагружать коробку при снижении оборотов двигателя, предохраняя тем самым ее механизм от повреждений. То есть, смысл включать нейтралку во время движения практически отпадает, автомобиль по сути и так будет двигаться почти накатом.
Нужно ли ставить автомат на нейтралку на светофорах?
Как мы уже знаем, при включенной нейтральной передаче у автомата отсутствует связь между входными и выходными валами. Однако, АКПП в отличие от механики имеет достаточно сложный принцип сцепления, функцию которого выполняет гидротрансформатор. При переводе рычага в положение D насос прогоняет трансмиссионную жидкость в гидроблок, открывается специальный клапан соленоид, распределяющий давление жидкости на фрикционные диски передач, которые соединяют оба вала, и автомобиль готов к движению. То есть, если при кратковременной остановке автомат перевести на нейтралку, а затем снова в режим D, то данный сложный процесс повторится дважды, что ведет к повышенному износу соленоидов и фрикционов первой передачи и как следствие к раннему дорогостоящему ремонту.Поэтому при остановке на светофоре или любой другой кратковременной парковке без глушения двигателя автомат следует оставить в режиме режиме D, сняв ногу с педали газа, удерживая автомобиль при помощи педали тормоза. При длительном же стоянии, например, в пробке или в очереди на заправку, чтобы долго не держать тормоз, да и немного сэкономить топлива, лучше всего вообще заглушить двигатель и поставить коробку в положение P, как при обычной парковке.
Буксировка автомобиля на автомате
Как уже было отмечено выше, буксировать можно только в положении N, и при этом следует придерживаться ограничений дальности и скорости буксировки, прописанных в инструкции к автомобилю. Если таковые не указаны, то обычно используется формула 50/50, то есть дальность буксировки не должна превышать 50 км, а скорость - 50 км/ч. При превышении данных лимитов отдельные подвижные элементы коробки может заклинить из-за нехватки смазки при неработающем насосе (трансмиссионная жидкость у автомата помимо двигательной имеет смазывающую функцию).Если у неисправного автомобиля можно завести двигатель, это стоит сделать на время буксировки, поскольку двигатель заставит работать насос подачи трансмиссионной жидкости, что обеспечит автомату должную смазку. Если двигатель не заводится, но при этом работает стартер - крутите стартер каждые 10-15 минут, чтобы задействовать насос хоть на короткое время. При необходимости транспортировки автомобиля на дальнее расстояние лучше всего воспользоваться эвакуатором; также если автомобиль переднеприводный, то его можно буксировать с приподнятыми передними колесами, у заднеприводного - отсоединить карданный вал от коробки.
В заключение также отметим, что хоть у автоматических трансмиссий помимо классических гидротрансформаторных коробок и существуют такие разновидности, как робот и вариатор, значительно отличающиеся по своей конструкции, все вышеперечисленные правила одинаково применимы и к ним.