На АвтоВАЗе уже давно заявляли о намерении найти альтернативу своей роботизированной трансмиссии АМТ в виде перспективной бесступенчатой коробки, либо более классического "автомата". Вазовский "робот" был создан на основе обычной 5-ступой "механики" с сухим однодисковым сцеплением, и, судя по отзывам, владельцы автомобилей с такими КПП постоянно жалуются на их работу - в основном из-за чрезмерной задумчивости при переключениях.
В итоге отечественный автогигант для новой двухпедальной модификации своей топовой модели Lada Vesta сделал выбор в пользу японского вариатора Jatco JF015E и оснастил новинку 1,6-литровым "логановским" двигателем Renault H4M мощностью 113 л.с. Такая связка мотора и коробки ранее уже была обкатана на французских Logan и Sandero в особых вседорожных исполнениях Stepway City, а также вазовском хэтчбеке повышенной проходимости Xray Cross, так что вопросов по эксплуатационным качествам обоих агрегатов в данном сочетании возникнуть не должно.
Впервые новый 113-сильный реновский движок H4M, также известный под обозначением Nissan HR16, стал устанавливаться под капоты собираемых в России автомобилей франко-японского альянса в 2016 году. Его производство осуществляется на мощностях АвтоВАЗа в Тольятти, данный агрегат уже успел зарекомендовать себя как надежный и неприхотливый в обслуживании - его главной особенностью является применение цепного привода газораспределительного механизма, который в отличие от привычного ремня не требует замены на протяжении всего срока службы двигателя.
По данным некоторых источников, в Тольятти ведутся работы по калибровке вариатора и под собственный 1,8-литровый 122-сильный двигатель ВАЗ-21179, правда, данный вариант может быть осуществим в более долгосрочной перспективе. Кроме того, уже в ближайшем будущем производство трансмиссий Jatco может быть локализовано на основных производственных площадках АвтоВАЗа в Тольятти и в Ижевске, причем, данные агрегаты российской сборки могут поставляться и на другие предприятия альянса Renault-Nissan, в том числе и на зарубежные.
В ноябре 2019 года в Сети появились фотографии первых товарных экземпляров "вариаторной Весты" в комплектации "Эксклюзив" (самый топовый вариант оснащения), и на их примере уже можно было отметить некоторые косметические изменения, не связанные с новой технической начинкой. Из абсолютных новшеств в экстерьере следует отметить акулий плавник антенны в задней части крыши и новые корпуса наружных зеркал улучшенной обтекаемой формы.
Новая модель Lada Vesta 1.6 АТ с вариатором и двигателем на 113 "лошадей" официально уже вышла в продажу, "живые" автомобили следует ожидать у дилеров в конце 2019, либо в начале 2020 года. Минимальная цена седана с бесступенчатой трансмиссией в комплектации Classic Start Plus указывается на отметке в 736 900 рублей; незадолго до этого самая дешевая Lada Vesta с роботом АМТ и более слабым 106-сильным вазовским мотором стоила 676 900 рублей без учета скидок. Сочетание двигателя Renault H4M и коробки Jatco JF015E также доступно для универсала и кросс-версий.
Преимущества вариатора перед вазовским роботом крайне примитивной конструкции очевидны: в первую очередь это более динамичный и плавный разгон автомобиля без характерных рывков и провалов, ну и конечно же более тихая работа самого агрегата. Модель Jatco JF015E разработана специально для установки на компактные малолитражные автомобили с двигателями объемом до 1,8 литра и рассчитана на передачу крутящего момента до 180 Нм.
Клиноременная передача в данной коробке сочетается с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором - именно такой сложный механизм позволил сделать весь агрегат относительно легким и компактным, не влияющим негативно ни на клиренс, ни на развесовку автомобиля. Именно за счет двухступенчатого редуктора, переключаемого посредством дополнительного гидромеханического автомата, обеспечивается расширение диапазона передаточных чисел вариатора с конусообразными шкивами достаточно компактного размера.
По данным производителя новая модель Lada Vesta AT ускоряется до "сотни" за 12,2 секунды, максимальная скорость составляет 170 км/ч. В городском режиме езды такой автомобиль расходует 9,9 литра бензина, в загородном - 6 литров, в смешанном цикле - 7,4 литра.
Уже известно, что вариатор полностью вытеснит АМТ из семейства флагманской вазовской модели, то есть видимо пока самая мощная Lada Vesta 1.8 (122 л.с.) будет оснащаться безальтернативной механикой. В ближайшей перспективе вазовские "роботы" будут устанавливаться лишь на две модели: Lada Granta в связке со 106-сильным мотором и на обычный Xray, но уже только со 122-сильным движком.
Также следует отметить, что недавно отечественная АМТ была существенно модернизирована, получив так называемый "ползущий" или "пробочный" режим (Creeping Mode), при котором машина начинает катиться при отпущенной водителем педали тормоза, как с классическим автоматом. Другим новшеством стал зимний режим старта, то есть возможность тронуться со второй передачи в режиме ручного переключения без излишней пробуксовки на скользкой дороге.
В качестве предварительного ознакомления с новой 113-сильной Lada Vesta 1.6 с вариатором предлагаем посмотреть тест-драйв предрелизной версии, проведенный в Карачаево-Черкесии на серпантине у подножия горы Эльбрус. Видео дает подробную информацию о новинке, а также содержит интервью c сотрудниками АвтоВАЗа. Во втором ролике рассказывается, как едет новая модель на примере версии SW Cross непосредственно с перспективы от первого лица.