Легендарный спортивный автомобиль Ford GT40 разработан специально для многочасовых гонок на выносливость с целью продемонстрировать возможности Ford Motor Company опережать любых соперников в самых сложных состязаниях и в первую очередь непобедимые в начале 60-ых Ferrari.
Своим рождением спорткар обязан сорванной сделке по приобретению американским автоконцерном компании Ferrari, когда Генри Форд II занялся поиском другого производителя гоночных автомобилей для реализации своей спортивной программы. После безуспешных переговоров с Lotus и Cooper, Форд остановил свой выбор на британской компании Lola Cars, у которой уже имелся опыт создания неплохих автомобилей, принимавших участие в суточном марафоне "24 часа Ле-Мана". К разработке нового гоночного проекта были привлечены владелец и ведущий конструктор Lola Cars Эрик Бродли, нанятый экс-менеджер команды Aston Martin Джон Уайер и временно "сосланный" в Англию инженер "Форда" Рой Ланн.
Поначалу работа над автомобилем велась на Lola Factory в Бромли, а в конце 1963-го команда конструкторов переехала в Слоу, где Ford основал свой филиал Ford Advanced Vehicles Ltd. Первый прототип под названием Ford GT был показан уже в апреле 1963 года. Автомобиль получил двигатель V8 объемом 4,2 литра от серийного Ford Fairlane, размещенный за сиденьями, и кузов из фибергласа, состоящий из двух основных откидывающихся секций, что должно обеспечивать наилучший доступ к агрегатам во время пит-стопа. Основой конструкции стал полумонокок из стальных листов, к которому спереди и сзади крепились подрамники для установки двигателя, коробки передач и крепления подвески. В угоду аэродинамике автомобиль получился крайне приземистым, в официальном названии GT40 отразилась его полная высота - 40 дюймов (1,02 м). Салон получился настолько низким и тесным, что на верхней части двери водителя, интегрирующейся в крышу, иногда даже имелся специальный выступ, облегчающий посадку гонщика в шлеме.
Большинство поздних экземпляров оснащались двигателем 4,7 литра мощностью 306 л.с., правда, в полной гоночной настройке он мог производить до 400 л.с., а на треке по некоторым сведениям автомобиль разгонялся до 322 км/ч. Для немногочисленных дорожных версий Ford GT40 Mk III (road spec) с данным мотором максимальная скорость указывалась на отметке 264 км/ч, разгон до 100 км/ч составлял 5,5 сек. В 1968 году объем двигателя возрос до 4,9 литров, а максимальная мощность - до 435 л.с.
Кроме того, на автомобиле использовался и 7-литровый агрегат от фордовских болидов серии NASCAR, именно с таким движком и была одержана первая победа в Ле-Мане 1966 года. Ford GT40 побеждал в знаменитом суточном марафоне четыре раза подряд с 1966 по 1969 год.
В 1968 году автомобиль был признан устаревшим, и его производство было остановлено. Дорожные версии Ford GT40 пользовались крайне низкой популярностью, тем не менее, после прекращения выпуска было воссоздано множество реплик спорткара усилиями частных фирм и тюнинг-ателье. С 2003 по 2006 год компания Ford выпустила несколько тысяч экземпляров современного римейка автомобиля под названием Ford GT, который сохранил внешние пропорции кузова своего оригинального прототипа, но получился немного шире и выше.