Таким вопросом обычно задаются неопытные водители, еще не имеющие четкого представления насчет наиболее эффективного способа торможения, а также из-за опасения своими неправильными действиями навредить технической части автомобиля, например раньше времени "убить" двигатель или коробку.
Сразу отметим, что само по себе торможение никакого вреда технике причинить в принципе не должно, если конечно же автомобиль полностью исправен (в частности, это касается подвески), ну разве что колодки могут быстрее износиться из-за манеры езды с частым интенсивным замедлением.
Рассмотрим самый простой алгоритм действий водителя при необходимости замедления до полной остановки, рекомендуемый опытными автоинструкторами. Естественно, если речь идет о сцеплении, то рассматривается вариант эксплуатации автомобиля на механике, с автоматом же только один вариант - просто жмем тормоз, и коробка сама сделает все что нужно, ради максимально эффективного торможения.
При движении в городских условиях, то есть с относительно небольшой скоростью до 60 км/ч, в момент необходимости торможения (перед светорофором, пешеходным переходом и т.п.) первым делом следует отпустить педаль газа и, переложив правую ногу на педаль тормоза, начать тормозить с необходимой интенсивностью. Сцепление сразу не трогаем, что несколько помогает замедлению, поскольку при отпускании газа сразу же срабатывает эффект торможения двигателем.
Однако, во время притормаживания одновременно падают обороты двигателя, и чтобы двигатель не заглох на низких оборотах при уже достаточно медленной скорости, выжимаем сцепление, отцепляя таким образом двигатель от трансмиссии, и оттормаживаемся до полной остановки. Полностью остановившись, включаем нейтралку, удерживая тормоз, либо сразу первую передачу, если остановка кратковременная. Если нет необходимости в торможении до полной остановки, включаем сцепление лишь для выбора нужной передачи.
Тормозить же с заранее включенной нейтралкой или сразу выжатой педалью сцепления (многие имеют такую привычку) новичкам настоятельно не рекомендуется, поскольку во-первых вместо того, чтобы сразу начать тормозить, вы отвлекаетесь на лишние действия; кроме того, при таком торможении накатом, то есть когда двигатель при выключенном сцеплении теряет связь с колесами, автомобиль становится менее устойчивым, и такая манера езды может оказаться опасной особенно на скользкой дороге.
При движении по трассе с более высокой скоростью (80 км/ч и выше), начиная тормозить, можно включить пониженную передачу через одну (например, с пятой на третью) ради более эффективного торможения двигателем, и затем следует все тот же алгоритм действий, описанный выше.
При движении же на низких скоростях, например в пробке или во дворе жилого дома, и необходимости остановиться конечно же следует сначала выжать сцепление и уже только потом тормозить, дабы не заглушить двигатель, который при медленной езде работает на малых оборотах.