В стандартном режиме работы автомата торможение двигателем при отпускании газа почти не ощущается, поскольку гидротрансформатор не позволяет нагружать коробку на высокой скорости при моментальном снижении оборотов, предохраняя ее сложный механизм от повреждений. В силу такого сглаживания нагрузки за счет масляного демпфера гидроблока замедление автомобиля с АКПП происходит не так эффективно, как в случае с традиционной механикой, обеспечивающей жесткую механическую связь двигателя с колесами.
Однако, что же делать водителям транспортных средств с автоматическими трансмиссиями в сложных дорожных условиях, когда может потребоваться задействовать торможение двигателем, например на крутом или затяжном спуске, на скользкой дороге ради большей стабильности или для более эффективного замедления в случае отказа тормозов?
Ответ прост: нужно перевести автомат в режим ручного переключения, обычно обозначаемый буквой M (Manual), и по мере необходимости сбрасывать передачи на пониженные. Убить АКПП ручным переключением невозможно, иначе производитель не стал бы внедрять такую функцию, обороты двигателя сами будут подстраиваться под текущую скорость, да и быстро перейти на пониженную передачу на высокой скорости не получится - сработает так называемая "защита от дурака".
Данный способ применим не только для классических автоматов на основе гидротрансформатора, но и роботов, и вариаторов. Правда, у многих вариаторов торможение двигателем реализовано в автоматическом режиме на программном уровне, причем зачастую даже имеется возможность настроить его интенсивность или вовсе отключить через бортовую электронику.
В случае с роботизированными трансмиссиями существует мнение, что при частом торможении двигателем сцепление якобы изнашивается намного быстрее; в действительности же нагрузка на сцепление (однодисковое или двойное) у робота в ручном режиме такая же, как и в автоматическом, в случае чего сработает все та же "защита от дурака".
В старых автоматах ручного режима может не быть, но в качестве альтернативы можно задействовать режим, обозначенный как 2 или 2L (движение не выше второй передачи), после чего при необходимости можно перевести селектор в положение L или B (Low или Bottom) - режим пониженной (первой) передачи.